Пенсионная реформа и ее результаты

 «О накопительной пенсионной системе

 за 13 лет ее становления».

 

Как всегда, подводя итоги пенсионной реформы, мы приводим слова Президента, сказанные им перед началом реформы: «Казахстан – первая из стран СНГ и Восточной Европы, которая пошла на проведение пенсионной реформы и внедрение накопительной пенсионной системы. Значение этого шага столь велико в долгосрочной перспективе, что мы просто не имеем права порождать у наших  сограждан хоть малейшее сомнение в степени защиты их пенсионных накоплений».

Мнение президента за это время складывалось неоднозначно: «надо было повременить с началом пенсионной реформы в условиях надвигающегося бюджетного кризиса»; «пенсионная реформа не имеет обратного хода, ведь в программе «Казахстан -2030» предусмотрено «продолжать целенаправленно проводить пенсионную реформу». Каково мнение у президента сейчас,  общественность не знает.

 

В одном из многочисленных посланий (от 28.02.07 года) «Новый Казахстан в новом мире» в качестве стратегических направлений был поставлен вопрос о совершенствовании накопительной пенсионной системы. Он заметил: «За это ответственно государство и, прежде всего, Министерство труда и социальной защиты населения». На наш взгляд, вся ответственность МТСЗН заключается в том, что на   основании проведенного мониторинга, это ведомство, также как и «Поколение» пришло к выводу, что «на обязательном солидарном уровне имеют перекосы и диспропорции в размерах пенсионных выплат граждан, вышедших на пенсию в советский период….», а «на обязательном накопительном уровне отмечается низкая инвестиционная доходность, ставшая основной причиной недостаточности пенсионных накоплений для обеспечения безбедной старости и неустойчивости НПС в условиях кризиса». (Стратегический план МТСЗН на 2011-2015г.). А что же дальше? На этот вопрос нет ответа даже в Стратегии Президента РК до 2020 года.

 

Пенсионную реформу у нас в стране в основном связывают с накопительной пенсионной системой, несмотря на то, что от этой реформы пострадала больше всего солидарная пенсионная система.

 

Начнем с Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» от 20.06.97 года. По убеждению «нуротановцев» с введением этого закона «создана стройная система пенсионного обеспечения, направленная на конкретного человека, а не на общество». Даже написана монография под названием «Пенсионная реформа в РК», автор Куат Тулепбаев: «Существовавшая в РК пенсионная система до 1998 года предоставляла гражданам лишь некоторые минимальные гарантии и не обеспечивала казахстанским пенсионерам достойный образ жизни».

 

У «Поколения» на этот счет противоположное мнение: «Закон РК «О пенсионном обеспечении в РК» не соответствует Основному Закону РК, о чем мы говорим с самого начала реформы. На момент предвыборной кампании кандидата в Президенты Н.Назарбаева (3 апреля 2011 года) нами проведен аналитический материал под названием «Будет ли виден свет в конце туннеля» о пенсионном обеспечении состоявшихся граждан, вышедших на пенсию в советский период. При минимальной пенсии и прожиточном минимуме в 16000 тенге для 50% пенсионеров говорить о достойном образе жизни не приходится. По средней пенсии по возрасту наша страна за годы реформы скатилась со второго на пятое место среди стран СНГ.

 

Перечислим факторы, которые характеризуют солидарную же часть пенсии: беззаконие, дискриминация и многочисленные нарушения конституционных прав пенсионеров в результате того, что обезличен трудовой вклад пенсионера. Жертвами пенсионной реформы, а ими стали пенсионеры (их более 85%), выражаясь языком вице-министра МТСЗН А.Нусуповой, «работавших в традиционных низкооплачиваемых отраслях (здравоохранение, образование, сельское хозяйство…), их размеры пенсий оказались ниже, чем у других категорий получателей». С этими выводами можно было бы согласиться, если бы они были ЗАКОННЫМИ. Эти люди, а также и те, кто сейчас получают максимальные пенсии все они вне ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РК. Дискриминация налицо и поэтому считаем, что Правительством РК совершено государственное преступление против пожилого населения. Однако защитить конституционное право пенсионеров РК в течение 8 лет у нас в стране невозможно. Что ждет нас с 2012 года и до 2020 года только одному Богу известно.

 

В своем выступлении на ХVII сессии Ассамблеи Народа Казахстана (КП 19.12.11г.) Н.Назарбаев сказал следующее: «Над многими государствами нависла угроза масштабного голода. Сегодня около одного миллиарда человек страдает от голода. Ежегодно только от голода умирает до 5 млн.. человек».

 

Но почему-то глава государства в своем докладе не привел цифры, сколько же людей умирает от голода у нас в Казахстане. За годы пенсионной реформы ушло в мир иной более одного миллиона человек из-за голода, унижений и оскорблений. «На пенсию в Казахстане нормально прожить невозможно – к такому выводу пришла депутат Мажилиса Айткуль Самакова. В своем запросе на пленарном заседании она попросила премьера разобраться в ситуации с пенсионным обеспечением в стране». Как говорится «процесс пошел». Ведь скоро намечаются парламентские выборы.

 

 О чем пишут в СМИ о накопительной пенсионной системе за 13 лет ее внедрения.

 

Накопительная пенсионная система до сих пор не оправилась от кризиса, а инвестдоходность НПФ остается на низком уровне. Среди негативных тенденций на рынке выделили снижение объемов поступлений пенсионных накоплений, низкий уровень доходности и рост «бегства» вкладчиков из одних фондов в другие. Около миллиона вкладчиков перешли из фонда в фонд. Из 8 млн.. счетов ежемесячно делают обязательные пенсионные взносы  порядка 4,1-4,2 млн.. человек, то получается, четверть вкладчиков поменяли в течение прошлого года свой фонд. В целом накопительная пенсионная система продолжает сползать все дальше в красную» зону отрицательной доходности в реальном выражении.

 

Приведем некоторые данные из текущего  состояния накопительной пенсионной системы на 1 марта 2011 года

 

(вебсайт: http://www.afn.kz):

 

 

А) Количество счетов вкладчиков составило 7988310 человек с общей суммой 2294,6 млрд.. тенге, т.е. в среднем каждый вкладчик  накопил 347310 тенге за 13 лет реформы. Это мизерная сумма, свидетельствующая о том, что серьезно рассчитывать на НПС казахстанцам не приходится ни сегодня, ни завтра, ни в отдаленном будущем.

 

Б) Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов по состоянию на 1 марта составила 568,7 млрд.. тенге.

 

Из нижеприведенной таблицы «Динамика изменения пенсионных взносов, «чистого» инвестиционного дохода и пенсионных накоплений. (млрд.. тенге) за период с 01.01.2008 по 1.03.2011 года наблюдается значительное уменьшение инвестиционного дохода:

 

 

 

на 1.01.08 года

на 1.03.11 года

Пенсионные взносы

912

1883

Инвест. Доход

339

569

Пенсион. накопления

1208

2300

% инвест. дохода

28%

24%

 

Средневзвешенная накопленная доходность по активам пенсионных фондов обязательных взносов за пятилетний период составила 39,5% при накопленной инфляции в 62,82%, за трехлетний период - 15,33% при накопленной инфляции - 27,02%.

 

За всю историю у нас в системе аккумулировано более 2 триллионов, из них четвертая часть – инвестиционный доход, если разделить на 12 лет существования системы, то в среднем получится 3% доходности на накопления. Очень печальная статистика.

 

В) Несвоевременное перечисление пенсионных взносов работодателями, сумма задолженности на 1 марта 2011 года составила 13,4 млрд. тенге; высокая миграция вкладчиков из одного фонда в другой. Переводы пенсионных накоплений из одного фонда в другой составили 1191,4 млрд. тенге, что составляет более 50% от общей суммы пенсионных накоплений.

 

Г) Страховые выплаты из страховых организаций в соответствии с договором пенсионного аннуитета составили всего на общую сумму 17,7 млрд. тенге или около 8% от общей суммы пенсионных  накоплений;

 

Д) ниже мы приводим публикации о НПС в СМИ, из которых напрашивается лишь один вывод, о каком доверии к отечественной пенсионной системе может идти речь?:

 

1) «Искусство творить убытки» (газета Взгляд» 27.04.2011 г.) Вкладчики НПФ «БТА» теряют свои кровные накопления». Более 2 млрд. тенге убытков (2203395 тыс. тенге) за прошедший год – такова деятельность пенсионного фонда группы БТА, который акционеры собираются объединить с другими фондами с отрицательными показателями - «УларУмитом». Тем временем рядовые вкладчики узнают, что их деньги исчезают с пенсионных счетов. К примеру, у карагандинца Е.Беккера, которому остался всего год до выхода на заслуженный отдых, с его пенсионного счета исчезло 60 тыс. тенге (ПК за 28.04). НПФ «БТА Казахстана» терпит убытки. В статьях «Вкладчики останутся без пенсий? (Республика 22.04.11.) и в «Правде Казахстана за 29.04.11г.) перечислены отрицательные показатели НПФ «БТА Казахстан»:

 

2) «БТА Казахстан» давно показывает отрицательную номинальную доходность за последние 12 месяцев (-9.69%), а за 36 месяцев - 3,68%.

 

1) с начала 2010 года пенсионные активы уменьшились с 207 до 163 млрд.. тенге (на 44 млрд.. или на 21%);

 

2) с 2010 года нетто-отток вкладчиков из фонда в другие фонды составил 50 млрд.. тенге (25%);

 

3) взносы за 2010 год составили 32 млрд.. тенге, при этом выплаты пенсионерам составили 19,2 млрд. (увеличении на 43%); и т.д. В общем, если говорить, простым языком все пенсионные накопления и инвестиционный доход, который начислен на них, обратились в прах. Государство, контролирующее «БТА Казахстан» спасти его за счет присоединения к «Улар Умиту», но в итоге рискует потерять оба фонда. Могут пострадать 1,9 млн.. вкладчиков этих двух НПФ. Их накопления будут либо уничтожены полностью, либо сократятся. В связи с ликвидацией Агентства по финансовому надзору, раньше это агентство отвечало за регулирование всего финансового рынка, редакция газеты «Голос республики» обратилась к премьер-министру и председателю фонда «Самрук-Казына», несущие ответственность за «БТА Банк» с просьбой публично ответить на вопросы, которые не могут не волновать 1 миллион 866 тысяч казахстанцев – клиентов двух накопительных пенсионных фондов «БТА Казахстан» и «Улар Умит».

 

4) «Евразийский НПФ продан» (Панорама от 22.04.2011г). Сумма, за которую был продан Евразийский НПФ, не сообщалось. Средства, полученные акционерами в результате сделки, будут направлены на развитие важных стратегических проектов в Казахстане.

 

5) «Астана-Финанс умрет» (Дат 9.03.11г.). Общая задолженность перед международными и внутренними кредиторами находящегося в настоящий момент под управлением  государства АО «Астана-Финанс» составил 2 млрд. 20 млн. долларов США. Из них зарубежным инвесторам некогда амбициозная «А-Ф» должна выплатить 1 млрд. 200 млн. долларов, еще  587 млн. прочим обязательствам. И все эти долги возникли исключительно в тот период, когда АО «А-Ф» управлял все тот же тесно связанный с Адилбеком Джаксыбековым то ли чиновник, то ли бизнесмен Киталь Исламов. Долг перед двумя пенсионными фондами «БТА» и «У-Умит» на сегодня составляет 280 млрд. долларов США. Эти два фонда являются частными. Угроза для пенсионной системы велика, исключить значительные косвенные убытки для государства. Круг замкнулся.

 

6) А вот, что говорят о НПС российские коллеги. Статс-секретарь Министерства здравоохранения и социального развития  России Юрий Воронин.

 

«Республика от 26.11.10г. «Приговор от Белокаменной». В своем интервью «Коммерсанту» по результатам подготовки аналитического доклада о стратегии НПС Ю.Воронин сказал следующее: «Обязательное накопление абсолютно во всем мире признано как неэффективная форма. Одни страны от него вообще отказываются, как Аргентина. Другие, например Чили или Польша, существенно сокращают по охвату населения и по размеру взноса. Накопительной системе присуще более глубинные проблемы и риски, чем распределительной системе, просто они проявляются гораздо сложнее и поэтому на старте казались не столь очевидными….». Доклад был подготовлен во исполнение поручения  Кремля в соответствии с бюджетным посланием российского президента, поручившего разработать программу долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года. Между тем, официальная статистика показывает, что ситуация в этой системе продолжает ухудшаться и в посткризизный период Казахстана.

 

7) «НПФ всерьез озаботились проблемой миграции вкладчиков из одного фонда в другой» (Панорама 25.02.11г.). 23 февраля состоялся инициированный АРД РФЦА круглый стол, посвященный проблемам усилившейся миграции вкладчиков. Участники круглого стола  приняли точку зрения, что представление о том, что вкладчик, переходя из фонда в фонд, капитализирует свои накопления, на сегодняшний день является мифом. Фонды также решили официально заявить о том, что государственная гарантия обеспечить при выходе на пенсию уровень накоплений «взносы плюс инфляция (ст. 6 п.1пенсионного законодательства), накопленная за все годы осуществления накоплений», распространяется на все НПФ. Необходимость подтверждения этой, казалось бы, очевидной вещи, возникла из-за действий агентов, которым удается соблазнить вкладчиков утверждением, что предлагаемый ими фонд якобы обладает такой гарантией.  Наиболее радикальное предложение, направленное на пресечение миграции, состояло в предложении ограничить возможность менять НПФ не чаще раза в год, это, однако, вызвало возражения представителя АФН, которая отметила, что это было бы существенным ограничением прав вкладчиков. Привлечение вкладчиков часто осуществлялось с помощью административного ресурса – звонки из Астаны или внутри аффилированых групп. Альтернативой были визиты с прихода подчиненных в полном составе в новый пенсионный фонд. Примерно 15% ухода вкладчиков из фонда «Республика» связано именно с применением административного ресурса со стороны работодателей. Если предположить, что такая же картина существует в целом по рынку, то это выливается в огромные масштабы с учетом того, что в год меняют фонды примерно четверть вкладчиков по всем 13 НПФ.

 

8) «Как выбрать себе «правильный» фонд. (Комсомольская правда от 16.03.11г.) Как отличить хороший фонд от не очень хорошего?

 

Для того, чтобы выбрать НПФ и не «промахнуться» необходимо  для начала определиться, что собственно вкладчик хочет от пенсионного фонда: просто сохранить свои накопления или все таки приумножить. Пенсионные вклады гарантируются государством и никуда со счета вкладчика не денутся. В крайнем случае, если в какой-то момент деятельность фонда ставит под угрозу целостность пенсионных накоплений граждан, на арене появляется недремлющие контролирующие органы. Фонд принудительно закрывают и вклады переводят в другой фонд, как это было в прошлом году с НПФ «Коргау». Если  же вкладчик хочет, чтобы к моменту его выхода на пенсию общая сумма на пенсионном счету была куда больше его ежемесячных взносов, ему нужно позаботиться с выбором НПФ. Надежность фонда – один из важнейших критериев: качество инвестиционного портфеля, размер собственного капитала фонда, уровень рисков, регулярность выплат, активы, инвестиционная политика и, наконец, уровень открытости фонда. Очень важной составляющей пенсии вкладчика  является доля инвестиционного дохода, которая  может составлять порядка 80-ти% пенсионных накоплений (в течение 30 лет). Фонды инвестируют деньги вкладчиков в финансовые инструменты, в основном, в ценные бумаги и от успешности этих инвестиций зависит, какая сумма будет на счету вкладчика к моменту выхода на пенсию. 15% инвестиционного  дохода комиссионное вознаграждение и 0,05% в месяц финансовый институт получает от пенсионных активов. Качество инвестиций определяет т.н. коэффициент к2, который характеризует успешность или неуспешность инвестиционной деятельности фондов. Если показатель к2 положительный, то доходы будущих пенсионеров растут, если отрицательный, то падают. При этом не стоит забывать, что снижение инвестиционного дохода никак не отразится на сумме отчислений самого вкладчика. Каждый фонд имеет три показателя к2: годовой, трехлетний и пятилетний, которые характеризуют рост доходов за 12 месяцев, 36 и 60 месяцев.

 

Поскольку пятилетний к2 оценивает доходность инвестиций НПФ за длительный период (60 месяцев), то уже одно это говорит о его большей содержательности и указывает на стабильность фонда, его долгосрочную инвестиционную политику и высокую защищенность от рисков. Фонд должен регулярно оповещать своих вкладчиков о состоянии пенсионных накоплений, а также предоставлять возможность получения выписок в любое время.

 

Одним словом, если вы видите отрицательный инвестиционный доход, начисленный на ваши накопления, вы можете смело требовать объяснения у своего менеджера в фонде, за которым вы закреплены. Менеджер четко должен четко дать ответы на следующие вопросы: за счет каких ценных бумаг, находящихся в портфеле фонда, возник данный убыток? Носит ли данный убыток временный характер? Каковы будут действия фонда по компенсированию данного убытка? Если вы не получили вразумительные ответы, есть смысл задуматься о смене пенсионного фонда.

 

9) «Пенсионщики зашли в тупик» («Республика» 4.04.11). За последние два года наблюдается активная миграция вкладчиков НПФ. Основными причинами – во многом это связано с заблуждением казахстанцев о капитализации пенсионных накоплений. Значительная часть населения ошибочно полагает, что при переходе из одного фонда в другой происходит фиксация доходности пенсионных накоплений, т.е. капитализируются (сливаются в одну сумму) накопления вкладчика и инвестиционный доход. В результате проигрывает не только фонд и его акционер, но и вкладчик, «потому что он не получает того, чего хочет». Но главная – проигрывает сама пенсионная система, потому что в результате вот таких действий мы утрачиваем доверие пенсионной системе. А когда нет доверия, тогда и рождаются какие-то аномальные явления – сказал Орынбаев (АО НПФ Народный банк»). Сами вкладчики не знают элементарно пенсионного законодательства. Этим конечно пользуются пенсионные фонды: гражданам не только не рассказывают о правах, возможностях, но откровенно «вводят их в заблуждение». Начальник Управления АО «НПФ БТА Казахстан» Людмила Шарченко: «До тех пор пока будет существовать общепринятая система вознаграждения агентов, никакие резолюции ничего не изменят, потому что у них вознаграждения зависят от количества привлеченных вкладчиков. Заместитель председателя правления АО НПФ «Атамекен» Тимур Салимов: пенсионные фонды сами в определенной степени создали эту ситуацию в этой конкурентной борьбе, все время повышая вознаграждения.

 

10). «Правительство доработает систему пенсионных накоплений». 23 февраля состоялся круглый стол, (Комсомольская правда от 3.04.11г.). Новая программа должна заставить работать деньги вкладчиков на развитие экономики страны и приносить инвестиционный доход. На днях правительство рассмотрело Программу «Дорожная карта по развитию накопительной пенсионной системы и рынка ценных бумаг, разработанную Агентством по регулированию и надзору финансового рынка. (В настоящее время указом Президента это Агентство ликвидировано).

 

По мнению экс-председателя Е.Бахмутовой предлагаемые меры позволят также эффективно инвестировать пенсионные активы и будут способствовать выходу инвесторов и эмитентов на организованный рынок ценных бумаг. «Мы бы хотели, чтобы пенсионные накопления работали на развитие внутренней экономики, а с другой стороны, чтобы каждый вкладчик пенсионных фондов получал адекватный инвестдоход. Все хотят, чтобы доход был выше. Среди направлений предусматривается усовершенствование методики взимания комиссионного вознаграждения пенсионных фондов, а также ввести систему семейных аннуитетов. Предполагается усовершенствование пенсионного обеспечения для военнослужащих и работников, занятых на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда.

 

11). «Депутат предлагает внести изменения в пенсионную систему, сделав ее более народной». (Панорама 15.04.11г.). Мажилисмен Ержан Рахметов предлагает изменить действующую пенсионную систему с тем, чтобы повысить доверие к ней граждан страны. Для этого необходимо позволить казахстанцам забирать излишки денег с пенсионных счетов. «Необходимо создать мощный стимул для граждан и предпосылки для доверия к казахстанской пенсионной системе, которые позволили бы вкладчику, имеющему значительный размер накоплений в пенсионном фонде, досрочно, начиная с 50 лет, получать их часть, – заявил он, оглашая на пленарном заседании запрос на имя главы правительства». В разных мировых накопительных системах используется подход, при котором вкладчик вправе воспользоваться частичным изъятием пенсионных накоплений. В частности, подобные примеры есть в Германии, Сингапуре, Малайзии, Индонезии. Да и в Чили, чью модель Казахстан перенял, также существует возможность получения пенсионных  накоплений до установленного пенсионного возраста. В нашей накопительной пенсионной системе порядка 10 тысяч вкладчиков, чьи накопления превышают 5 млн. тенге и с каждым годом количество таких вкладчиков будет расти на 10-15%. Однако действующее пенсионное законодательство не дает возможности человеку со значительными пенсионными накоплениями использовать хоть какую-то их часть в настоящий момент времени (на покупку квартиры, погашение кредита, на лечение, на отдых, на обучение детей или внуков и т.д).

 

12). «Тратить пенсию – так с музыкой». (Взгляд 17.11.2010г.). Казахстанцы хотели бы распорядиться своими накоплениями, не дожидаясь старости. В ходе круглого стола по вопросам доступности  жилья в партии «НурОТан» председатель Агентства по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин предложил рассмотреть возможность использования в качестве первоначального взноса для получения ипотечного кредита. Вот несколько высказываний по этому поводу:

 

1) «Я считаю, что это идеальная для нашего времени схема улучшения жилищных условий народа, чем ждать получения этих накоплений, когда доходность по ним ниже уровня инфляции».

 

2) «Мне 30 лет и у меня около 2 млн. тенге, но использовать их нельзя, а эти деньги могли бы принести мне пользу и работать на экономику. У меня нет уверенности, что через 30 лет их не съест инфляция»;

 

3) «Моя тетя работает учителем более 20 лет. С двумя уже взрослыми детьми она вынуждена ютиться в квартирке коммунального типа на 12 кв. метрах. За 13 лет на ее пенсионном счету накопилось всего 500 тыс.тенге. (3000 д.США). Если же к Серику Нокину прислушаются в правительстве, то те же учителя снова не смогут рассчитывать на новую квартиру».

 

4) Президент Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев: «Серик Нокин показал свою некомпетентность и незнание закона, т.к. в нем сказано, что «пенсионные накопления граждан предназначены исключительно для пенсионных выплат, т.е. для обеспечения старости. За время пенсионной реформы было много предложений. Кто-то в отпуск на море хотел съездить. Да мало ли что можно придумать, когда есть деньги».

 

5) А.Шухавцов – директор Евразийского пенсионного фонда: «К пенсионным накоплениям, которые рассчитываются на старость, надо подходить очень бережно и осторожно. Сегодняшняя пенсионная система по идее работает как теплица с особыми климатическими условиями, для того, чтобы наши капиталы сохранялись без какого-либо риска».

 

13) «Народное ИПО?» («Караван 25.02.11г. Что это такое – еще один способ отъема денег у населения или форма их привлечения в экономику страны?

 

Президент Н.А. Назарбаев на съезде «Нур Отан»: «Я поручаю правительству впервые разработать программу размещения среди населения акций нацкомпаний, входящих в фонд «Самрук–Казына». На церемонии инаугурации президент объявил: «Народные ИПО станут первой стадией на пути создания основ народного капитализма в Казахстане». По мнению аналитиков РФЦА, народное IPO (Initial Public Offering) – первоначальное публичное предложение акций  компании) – это распространенная мировая практика по размещению ценных бумаг из различных секторов экономики.

 

Само название программы – «народные IPO» – не больше чем красивые слова. «Это очередная РR-акция. Она напоминает начало 90-ых годов, когда под «флагом» приватизации общенародная собственность перешла в руки узкой группы сегодняшних олигархов» - считает Мерует Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем. («Свобода слова» 28.04.11г.).

 

14) Казахстанские пенсионные фонды вовлекут в «народное ИПО» (Д.Н. 4.03.11г.) К.Масимов: «Мы подошли к проведению «народного» ИПО». Первый шаг – часть акций д.б. продана населению, гражданам Казахстана. Второе направление – у нас есть достаточно сильный класс инвесторов, как пенсионные фонды. Во второй половине 2011 года народное ИПО войдет в полную силу. «Мы не ставим задачи максимализации прибыли для государства при продаже акций. Мы больше думаем об инвесторе-гражданине в пенсионном фонде.

 

15) «Страховка тоже пенсия» (Взгляд от 6.04.11г.). Казахстанцы могут копить свои пенсионные отчисления в виде страховки. К тому же есть возможность получить эти деньги раньше наступления пенсионного возраста. Пенсионный аннуитет является альтернативой привычных для нас отчислений. Страхуя свою жизнь, вы тем самым откладываете себе на старость. В отличие от фондов страховые компании позволяют вкладчикам раньше пенсионного возраста получать свои накопления-с 55 лет.  На рынке работают следующие компании: «БТА Жизнь», Государственная аннуитетная компания (ГАК), «Халык–Life», «Казкоммерц-Life», «КСЖ «Астана Финанс», «Alliance-Страхование жизни». Неграмотно построенная инвестиционная политика компании, экономическая и финансовая нестабильность в республике, некорректность  расчета величины страхового аннуитета по договору страхования, от которого зависит финансовый результат деятельности страховщиков в целом.                                 

 

 

 И последнее:

 

Где в мире старикам почет? (Взгляд 17.11.10г.)

 

В Швейцарии действует государственное, трудовое и личное пенсионное страхование. Первое обязательно для всех. Каждый обязан отчислять из зарплаты от 2-до 4ех процентов на личный счет  и одни процент на индексацию пенсий гражданам, которые ее уже получают. Также каждый может вместо пенсии получить единовременную выплату из пенсионной кассы в размере накоплений в ней суммы.

 

В Великобритании в пенсионной системе от составляющих: госстрахование, профессиональная и персональная пенсии. Первое обеспечивается государством. Вторая и третья относятся к негосударственным и не являются обязательными. Профессиональные пенсии назначаются работодателями как для вознаграждения работников, так и для привлечения новых кадров. Персональные пенсии формируются работником индивидуально.

 

По аналогии со швейцарской системой в Германии три составляющие: обязательное госстрахование, добровольное  производственное и частное. При обязательном удержании взносов  выплата пенсий идет в едином режиме учета. Средства не накапливаются: работники платят сегодняшним пенсионерам. Вторая и третья составляющие предполагают добровольное участие – в одном случае работодателя, а в другом самого работника.

 

Аналитик АОО «Поколение»

 Оксана ЛИГАЙ

Comments:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить